ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница

5. Отсутствие у пользователя лицензионного договора с организацией по управлению правами на коллективной основе либо аналогичного договора с самим правообладателем означает, что это лицо использует объект авторских или смежных прав незаконно (за исключением случаев, когда ГК допускает свободное использование объектов авторских и смежных прав). Такие действия влекут гражданскую, административную или уголовную ответственность (п. 1 ст. 1229 ГК).

6. В пункте 3 ст. 1243 названа важная обязанность пользователей предоставлять организации по управлению правами на коллективной основе по ее требованию сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения между правообладателями. Их перечень и сроки предоставления определяются в договоре между организацией по управлению правами и пользователем. Основным из ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница таких документов является отчет об использовании объектов авторских и смежных прав, в котором должны содержаться перечень использованных объектов авторских и (или) смежных прав и количество случаев использования каждого такого объекта за отчетный период.

7. Согласно п. 4 комментируемой статьи организация по управлению правами на коллективной основе распределяет собранное ею вознаграждение за использование объектов авторских и смежных прав между правообладателями, а затем выплачивает им указанное вознаграждение.

Из собранного вознаграждения (до его распределения между правообладателями) организация вправе произвести только два вида удержаний. Во-первых, к ним относятся суммы на покрытие собственных необходимых расходов организации по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения. Указание на то, что ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница речь идет о необходимых расходах, вводит дополнительный оценочный критерий, позволяющий правообладателям осуществлять контроль за оптимальным размером таких отчислений. Во-вторых, организация по управлению правами на коллективной основе может удерживать из вознаграждения суммы, направляемые в специальные фонды. Эти фонды создаются организацией с согласия и в интересах представляемых ею правообладателей.

Размеры удержаний на покрытие необходимых расходов и отчислений в специальные фонды, а также порядок, в котором они производятся, должны быть предусмотрены уставом соответствующей организации. В договорах с правообладателями, не являющимися членами организации по управлению правами на коллективной основе, вопрос о согласии правообладателя на удержание из его вознаграждения соответствующих отчислений ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница должен быть оговорен специально.



8. Собранное организацией вознаграждение (за вычетом упомянутых удержаний) распределяется между правообладателями на основе единого критерия - пропорционально фактическому использованию соответствующих объектов авторских или смежных прав. Их фактическое использование определяется на основе обобщения информации, которую организация по управлению правами получает от пользователей, а также на основе других данных об использовании объектов авторских и смежных прав, включая сведения статистического характера (например, опросы, анкетирование). Статистические данные могут быть особенно полезны в тех случаях, когда воспроизведение объектов авторских и смежных прав осуществляется гражданами в личных целях, а средства на выплату вознаграждения правообладателям собирают с оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница (ст. 1245 ГК).

Распределение и выплата вознаграждения производятся регулярно. Требование регулярности предполагает, что между выплатами должны проходить равные и не слишком большие периоды времени, например квартал или полугодие. Конкретные сроки определяются уставом организации по управлению правами на коллективной основе с учетом различных особенностей, связанных со сбором средств с пользователей, получением от них отчетов, иных документов и сведений.

9. Организация по управлению правами на коллективной основе должна одновременно с выплатой вознаграждения представить правообладателю отчет со сведениями об использовании его прав. Важной частью такого отчета являются данные о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него. К сведениям об использовании прав следует также ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница отнести полученные организацией данные о количестве пользователей и случаев использования объекта авторских или смежных прав.

10. Важной составляющей деятельности любой организации по управлению правами на коллективной основе является информирование общественности о тех правах, которыми она управляет. Для этой цели согласно п. 5 комментируемой статьи подобные организации формируют реестры, в которые включаются сведения о правообладателях, о правах, переданных в управление, об объектах авторских и смежных прав. Включенные в эти реестры сведения предоставляются всем заинтересованным лицам в порядке, установленном соответствующей организацией. Не могут быть предоставлены лишь те сведения, которые согласно закону нельзя разглашать без согласия правообладателя (например, если они связаны с его ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница личной сферой или затрагивают вопросы коммерческой тайны).

Наряду с вышеназванными реестрами, организация по управлению правами на коллективной основе размещает в общедоступной информационной системе информацию о переданных ей в управление правах, включая наименование объекта авторских или смежных прав, а также имя автора или иного правообладателя. В настоящее время единственной общедоступной информационной системой является Интернет, так что речь идет о размещении такой информации в Интернете, в свободном доступе. Из этого ресурса любое заинтересованное лицо может получить минимальные необходимые сведения о том, что именно данная организация осуществляет управление правами того или иного конкретного правообладателя на тот или иной объект авторских или смежных прав ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница. Более подробные сведения могут быть получены из соответствующего реестра после обращения заинтересованного лица в такую организацию.

Статья 1244. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе

Комментарий к статье 1244

1. Главным принципом, положенным в основу системы коллективного управления правами в Российской Федерации, является действие таких организаций на основании договоров, заключаемых ими с правообладателями (п. 3 ст. 1242 ГК). Это в значительной мере изменяет ситуацию, существовавшую в этой сфере ранее, когда на основании п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве существовала возможность бездоговорного, т.н. расширенного коллективного управления, которая допускалась применительно к любым случаям такого управления правами. Хотя в настоящее время, к ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница сожалению, не удалось полностью отказаться от системы расширенного коллективного управления, все же в части 4 ГК возможности бездоговорного представительства правообладателей резко ограничены и поставлены под государственный контроль.

Согласно абз. 1 п. 3 ст. 1244 организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести перечисленных Кодексом сферах коллективного управления, и только такая аккредитованная организация может наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК, управлять правами и собирать вознаграждение также и для тех правообладателей, с которыми у нее подобные договоры не заключены.

2. В пункте 1 статьи названы шесть сфер расширенного коллективного управления ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница, в которых представительство правообладателей исключительно на договорной основе на практике является затруднительным. При этом в четырех из этих сфер (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и ст. 1326 ГК) задачей аккредитованных организаций является только сбор вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав. В случае с управлением правом следования согласно ст. 1293 ГК функции аккредитованной организации также сводятся лишь к сбору вознаграждения за публичную перепродажу оригиналов произведений изобразительного искусства. И только в случае, предусмотренном в подп. 1 п. 1 ст. 1244, аккредитованные организации должны осуществлять распоряжение исключительными правами, предоставляя пользователям право использовать музыкальные произведения и отрывки музыкально-драматических произведений путем публичного исполнения, сообщения в эфир или по ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница кабелю (в т.ч. путем ретрансляции) и собирать вознаграждение за такое использование (подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК). Следует подчеркнуть, что управление правом следования и осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на вознаграждение по ст. 1245 ГК являются новыми, ранее не осуществлявшимися, сферами коллективного управления.

Перечень сфер коллективного управления, в которых может быть получена государственная аккредитация, носит исчерпывающий характер. Любое его расширение требует внесения изменения в Гражданский кодекс.

3. Требование п. 2 комментируемой статьи о том, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из шести сфер расширенного коллективного управления может быть получена только одной организацией, исключает возможность ситуаций, возникавших в ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница период действия Закона об авторском праве, когда от имени одного и того же автора (или иного правообладателя) выступали две или более организации по управлению правами на коллективной основе, в то время как ни одной из них это лицо не предоставляло соответствующих полномочий и даже не знало об их действиях. Правда, аккредитованная организация также может управлять правами правообладателя, не заключившего с ней договор, помимо его воли. Однако поскольку теперь такая организация будет единственной, он сможет легко найти ее и решить этот вопрос в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 1244 (см. ниже).

4. Если в каждой из шести перечисленных в п. 1 ст. 1244 сфер ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница коллективного управления может быть аккредитована единственная организация по управлению правами на коллективной основе, то такой организации, напротив, не запрещено получение государственной аккредитации в двух и более сферах коллективного управления. То есть допускается ситуация, когда все шесть этих сфер окажутся сосредоточенными в ведении одной такой организации (абз. 2 п. 2 ст. 1244). Подобная возможность с очевидностью вытекает из положения абз. 3 п. 2 ст. 1244, согласно которому ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством, не применяются по отношению к деятельности аккредитованной организации.

5. В соответствии с абз. 2 п. 3 статьи несмотря на наличие аккредитованной организации могут создаваться и другие организации по управлению правами на коллективной основе в сферах, перечисленных в ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница п. 1 ст. 1244. Однако в отличие от аккредитованной организации они могут заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами на основании договоров. Аккредитованная организация, как уже упоминалось, может осуществлять управление правами и сбор вознаграждения в т.ч. и для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.

6. Мера, предусмотренная абз. 1 п. 3 ст. 1244, рассматривается как вынужденная, связанная с тем, что в некоторых случаях поиск правообладателей бывает затруднен (особенно характерно это для случаев свободного использования объектов авторских и смежных прав с обязательной выплатой вознаграждения). В соответствии с п. 5 ст. 1244 аккредитованная организация должна принимать разумные ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией договорами (как лицензионными, так и о выплате вознаграждения). Под достаточными мерами здесь понимаются все возможные меры по розыску таких лиц, а разумность этих мер определяется затратами на проведение розыска. Установив правообладателей, аккредитованная организация должна заключать с ними договоры, предусмотренные п. 3 ст. 1242 ГК.

7. Согласно п. 4 ст. 1244 в случае, если правообладатель не заключал с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами, он может в любой момент полностью или частично отказаться от ее услуг. Такое решение должно быть доведено до сведения аккредитованной организации в письменной ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница форме.

Если правообладатель намерен отказаться от управления только частью его авторских или смежных прав и (или) только частью объектов этих прав, то он должен представить аккредитованной организации перечень таких прав и (или) объектов. В случае, когда правообладатель намерен отказаться от управления аккредитованной организацией всеми его правами или объектами этих прав, ему достаточно сообщить об этом такой организации в общей форме без их перечисления.

Аккредитованная организация обязана по истечении 3 месяцев со дня получения соответствующего уведомления исключить указанные правообладателем права и объекты (либо названные в перечне, либо все без исключения) из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница Интернете. Трехмесячный срок установлен в связи с тем, что изменение договоров с пользователями и внесение изменений в реестры может занять у аккредитованной организации достаточно много времени.

Поскольку по ранее заключенным договорам с пользователями аккредитованная организация собрала для такого правообладателя вознаграждение, оно должно быть выплачено с предоставлением отчета в соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 1243 ГК.

8. Аккредитованные организации должны соответствовать всем критериям, предъявляемым к организациям по управлению правами на коллективной основе в соответствии со ст. 1242 ГК. Поскольку лишь одна из таких организаций может получить государственную аккредитацию, то ее выбор должен производиться с особой тщательностью. Государственная аккредитация осуществляется на основе ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница принципа открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. Порядок государственной аккредитации определяется Правительством РФ (абз. 8 п. 1 ст. 1244 ГК).

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами (далее - Положение), которое вступило в действие с 1 января 2008 г. Согласно этому Положению аккредитацию проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (уполномоченный орган). В период вступления в действие части 4 ГК таким органом была Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) . 31 января 2008 г. ею было утверждено Положение ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница об аккредитационной комиссии .

--------------------------------

СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114.

Постановление Правительства РФ от 06.06.2007 N 354 // СЗ РФ. 2007. N 24. Ст. 2923.

Приказ Россвязьохранкультуры от 31.01.2008 N 43 // БНА РФ. 2008. N 14. В настоящее время Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 преобразована в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

9. Комиссия формируется из представителей уполномоченного органа, а также федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики в сфере авторского права и смежных прав (в настоящее время - Министерство культуры РФ) , а также с учетом мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей. В состав комиссии (в количестве не более одной ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница трети ее состава) могут входить представители иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, пользователей объектов авторских и смежных прав, правообладателей и заинтересованных организаций (п. 4 Положения).

--------------------------------

Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 406 // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2583.

Информация о дате проведения заседания аккредитационной комиссии размещается на официальном сайте уполномоченного органа за 95 календарных дней до этой даты. В течение 30 календарных дней после этого заявитель должен в письменном виде подать в уполномоченный орган заявление на получение аккредитации и прилагаемые к нему документы (п. 5 Положения).

Заявитель должен быть на момент подачи заявления действующей организацией по управлению правами на коллективной основе. В состав документов, прилагаемых к заявлению, входят не ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница только копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и копия бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, но и заверенные заявителем сведения о заключенных им договорах с правообладателями и пользователями, сведения о взаимном представительстве интересов с аналогичными иностранными и российскими организациями. К заявлению также должна быть приложена справка, в которой заявитель излагает сведения о возможности осуществления функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации; о сумме выплаченного правообладателям вознаграждения за последние 12 месяцев; о суммах, удерживаемых на покрытие необходимых расходов и направляемых в специальные фонды; о перспективном плане развития заявителя ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница, а также о наличии у него реестра и общедоступного информационного ресурса (п. 7 Положения).

В качестве основных критериев, принимаемых во внимание комиссией по аккредитации, в п. 15 Положения названы:

во-первых, возможность осуществления заявителем функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации и представительства интересов правообладателей на российском и мировом рынках;

во-вторых, оптимальность размера суммы, удерживаемой им из вознаграждения на покрытие необходимых расходов;

в-третьих, возможность предоставления всем заинтересованным лицам сведений о правообладателях и правах, переданных в управление данной организации.

Представляется, что не менее важным является также учет количества уже сложившихся у ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница такой организации связей с правообладателями, пользователями и другими организациями по управлению правами, отсутствие нареканий со стороны правообладателей в отношении выполнения обязанностей по выплате им вознаграждения, а также иных функций по управлению авторскими и (или) смежными правами.

На заседании комиссии могут рассматриваться заявления нескольких заявителей, претендующих на государственную аккредитацию в одной и той же сфере, но в случае, если на заседание будет допущен только один заявитель, его заявление тоже подлежит рассмотрению (п. 17 Положения).

По итогам заседания комиссии в 5-дневный срок уполномоченный орган принимает решение о государственной аккредитации, которое оформляется приказом. На основании этого решения выдается свидетельство о государственной аккредитации, подписанное ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница руководителем уполномоченного органа и заверенное печатью этого органа (п. п. 18 и 19 Положения).

Государственная аккредитация предоставляется в первый раз на 5 лет, а в дальнейшем на срок от 5 до 10 лет, если организация не имела замечаний к своей деятельности со стороны контролирующих органов (п. 20 Положения). Информация об аккредитованной организации размещается на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет (п. 21 Положения).

10. В соответствии с п. 6 ст. 1244 аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Такие организации обязаны ежегодно не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, представлять в уполномоченный орган отчет о своей деятельности (п. 25 Положения). Форма отчета устанавливается этим органом ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница (абз. 2 п. 6 ст. 1244). Аккредитованные организации также обязаны публиковать этот отчет в общероссийском средстве массовой информации.

11. Аккредитация организации может быть отозвана уполномоченным органом в случаях, предусмотренных п. 26 Положения. К ним относятся: неустранение в установленный срок нарушений, по поводу которых уполномоченным органом давались соответствующие предписания; непредставление в установленный срок ежегодного отчета или представление отчета, содержащего ложные сведения; выявленная недостоверность в документах, послуживших основанием для принятия решения об аккредитации; возникшее несоответствие аккредитованной организации требованиям, предъявляемым к ней Гражданским кодексом; заявление аккредитованной организации о добровольном отказе от аккредитации.

Последствием отзыва государственной аккредитации является лишение организации полномочий по управлению правами и сбору вознаграждения в отношении ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница тех правообладателей, с которыми у нее не заключены договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК (п. 27 Положения). То есть такая организация сохраняет свой статус в одной из сфер, перечисленных в п. 1 ст. 1244, но теряет право осуществлять расширенное коллективное управление в этой сфере. Сведения об отзыве аккредитации размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в Интернете (п. 28 Положения).

Решения и действия уполномоченного органа в отношении государственной аккредитации могут быть обжалованы в судебном порядке.

12. Еще одной мерой контроля за деятельностью аккредитованных организаций является введение в соответствии с п. 7 ст. 1244 типового устава таких организаций, который должен утверждаться в порядке, определяемом Правительством РФ. В ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе был утвержден Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 19.02.2008 N 30 .

--------------------------------

БНА РФ. 2008. N 23.

Статья 1245. Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях

Комментарий к статье 1245

1. Комментируемая статья заменила собой ст. 26 Закона об авторском праве, посвященную воспроизведению без согласия автора произведения, исполнителя и производителя фонограммы, но с выплатой им вознаграждения аудиовизуальных произведений и звукозаписей произведений исключительно в личных целях. Вознаграждение за такое воспроизведение должно было выплачиваться изготовителями или импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для этих целей ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница. Сбор и распределение этого вознаграждения должны были осуществляться одной из организаций, управляющих правами на коллективной основе, в соответствии с соглашением между такими организациями. К сожалению, за весь почти 15-летний срок действия этого Закона положения ст. 26 так и не были реализованы на практике.

2. Статья 1245 включена в гл. 69, поскольку охватывает вопросы в сфере как авторских, так и смежных прав.

Эта статья тесно связана со ст. ст. 1273 и 1306 ГК, которые предусматривают возможность свободного (т.е. без согласия автора, исполнителя или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения) воспроизведения гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного объекта авторских или смежных прав. Хотя выплата вознаграждения непосредственно ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница самим гражданином-пользователем по этим статьям не производится, тем не менее соответствующее вознаграждение выплачивается авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за воспроизведение исключительно в личных целях таких фонограмм и аудиовизуальных произведений на основании ст. 1245. Вознаграждение выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения. Это вознаграждение не зависит напрямую от использования соответствующего объекта авторских или смежных прав, поэтому в ГК упоминается о его компенсационном характере. По своей природе оно является компенсацией, которую выплачивают правообладателям за воспроизведение объектов авторских и смежных прав в личных целях, причем размер этой ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница компенсации в каждом случае может быть определен лишь приблизительно.

3. Согласно п. 5 ст. 1229 ГК право на вознаграждение, которое сохраняется за правообладателями в тех случаях, когда Кодекс допускает использование результатов интеллектуальной деятельности без их согласия, должно рассматриваться как часть исключительного права, остающаяся у правообладателя несмотря на то, что само исключительное право ограничено Кодексом. Право на вознаграждение, предусмотренное в ст. 1245, является как раз таким случаем ограничения исключительного права. С этой точки зрения право на вознаграждение должно рассматриваться как отторжимое от личности правообладателя. Однако оно может быть отчуждено только вместе с исключительным правом в целом.

Право на вознаграждение по ст. 1245 передается по наследству, а также ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница может перейти к приобретателю по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме. В то же время, поскольку этот вопрос не урегулирован в законе, а определение размера, порядка и сроков выплаты правообладателю вознаграждения за отчужденное исключительное право Кодекс отнес на усмотрение сторон такого договора, представляется целесообразным в каждом договоре специально решать вопрос о том, переходит ли право на вознаграждение по ст. 1245 к новому правообладателю или остается у прежнего, несмотря на переход исключительного права к другому лицу.

4. В статье 26 Закона об авторском праве содержался примерный перечень оборудования (аудио- и видеомагнитофоны и др.) и носителей (звуко- и видеопленки ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница, кассеты, лазерные и компакт-диски и т.п.), используемых для воспроизведения в личных целях. Однако этого было явно недостаточно, тем более что в отношении каждого из наименований такого оборудования и материальных носителей должен быть определен принцип взимания средств на выплату вознаграждения. Кроме того, размер вознаграждения и порядок его распределения между правообладателями должны были устанавливаться на основе соглашения между изготовителями и импортерами, с одной стороны, и организациями, управляющими правами на коллективной основе, - с другой. Однако заключение такого соглашения постоянно тормозилось его участниками из-за их противоречивых интересов.

Эти недостатки постарались учесть в части 4 ГК, поэтому в абз. 2 п. 1 ст. 1245 установлено, что ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница перечень оборудования и материальных носителей, с изготовителей и импортеров которого взимаются средства для выплаты вознаграждения правообладателям, а также размер и порядок сбора таких средств утверждаются Правительством РФ. Таким образом, государство берет на себя функции своеобразного арбитра в отношениях между организацией, осуществляющей сбор средств для выплаты вознаграждения, и изготовителями, а также импортерами оборудования и материальных носителей.

5. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе. Правило п. 2 ст. 26 Закона об авторском праве о том, что организация, ответственная за сбор вознаграждения, должна определяться соглашением всех организаций, осуществляющих ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница коллективное управление правами, породило многолетние споры между такими организациями. Пункт 2 ст. 1245 исключает подобные споры на будущее, поскольку решение о предоставлении аккредитации выносит государственный орган в порядке, определяемом Правительством РФ (см. комментарий к ст. 1244).

Порядок распределения и выплаты вознаграждения теперь также устанавливается Правительством РФ (п. 3 ст. 1245). В Кодексе лишь сохранен общий критерий, согласно которому вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях распределяется между правообладателями в пропорции: 40% - авторам; 30% - исполнителям; 30% - изготовителям фонограмм или аудиовизуальных произведений. При этом в п. 3 ст. 1245 установлено, что вознаграждение между конкретными авторами, исполнителями, изготовителями фонограмм или аудиовизуальных произведений должно распределяться пропорционально фактическому ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница использованию соответствующих фонограмм или аудиовизуальных произведений. Безусловно, установить частоту использования таких произведений в личных целях вряд ли возможно, но вполне определимы некие среднестатистические показатели того, какие из фонограмм и аудиовизуальных произведений используются чаще других, соотношение между интенсивностью их использования. Подобные данные могут быть получены на основе отчетов пользователей, предоставляемых организациям по управлению правами на коллективной основе, а также на основе статистических данных (п. 4 ст. 1243 ГК).

6. Поскольку предполагается, что для воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях граждане могут использовать только оборудование и материальные носители, которые находятся на внутреннем рынке и доступны рядовым потребителям, согласно п. 4 ст. 1245 средства для выплаты вознаграждения ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница не взимаются с изготовителей оборудования и материальных носителей, являющихся предметом экспорта (т.е. не реализуемых на внутреннем рынке), а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях.

Статья 1246. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

Комментарий к статье 1246

1. Комментируемая статья определяет круг полномочий органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности. Указание таких органов осуществлено применительно к их функциональной характеристике, что позволяет не ставить в зависимость действия ст. 1246 от существующей в конкретный момент системы государственных органов исполнительной власти.

Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав


documentawdgquj.html
documentawdgyer.html
documentawdhfoz.html
documentawdhmzh.html
documentawdhujp.html
Документ ИНСТИТУТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ 9 страница