Методические указания. Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического

Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического развития страны в 20-30-е гг. ХХ в.

Первый вопрос. Проанализируйте экономическую политику большевиков на начальном этапе (до лета 1918 г.). Каково было отношение новой власти к частным промышленным предприятиям? Что такое рабочий контроль?

Когда и в связи с чем была введена продовольственная диктатура?

С середины 1918 г. по весну 1921 г., определяющим в области внутренней политики Советской России был комплекс мер, вошедших в историю под названием «военного коммунизма». Основными его проявлениями стало формирование предельно-централизованной экономической модели: ускоренное обобществление промышленности; ограничение и свертывание государством рыночных, товарно-денежных отношений; неэквивалентный продуктообмен между городом и деревней Методические указания. Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического с применением насильственных способов изъятия продукции крестьянского хозяйства.

Политика «военного коммунизма» вместе с разрушительным воздействием событий гражданской войны привела страну к серьезному кризису.

Антиправительственные выступления 1920-1921 гг.

В чем проявился кризис политики военного коммунизма? При подготовке ответа на вопрос проследите особенности кризиса в экономической (уровень жизни населения, выпуск промышленной продукции, положение в деревне и пр.), политической сферах (отношения между властями и населением, волнения, забастовки), а также внутри правящей партии.

Второй вопрос. При подготовке вопроса следует выделить основные причины перехода к новой экономической политике и рассмотреть основные мероприятия НЭПа.

Каковы были первые шаги новой экономической политики. Что такое продналог? Что отличало его от Методические указания. Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического продразверстки?

Перестройка управления промышленностью. Деятельность ВСНХ, его место и роль. Допущение частной торговой деятельности и мелкого предпринимательства в промышленности. Финансово-денежная система страны в 20-е годы и денежная реформа 1922-1924 гг. Отношение к НЭПу в различных слоях общества.

Новая экономическая политика развивалась с многочисленными трудностями и проблемами. Покажите экономические противоречия НЭПа. Проанализируйте причины кризисов 1923, 1924, 1927-1928 гг.

Охарактеризуйте опыт и уроки новой экономической политики. Оцените эффективность экономики в 1921-1928 гг. Каким было социально-экономическое положение страны накануне «великого перелома»?

Третий вопрос. Конец 1920 – начало 1930-х гг. вошли в историю страны как время «великих социалистических преобразований», к которым относили коллективизацию и начало индустриализации Методические указания. Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического. Оба эти грандиозные по замыслу политико-экономические мероприятия имели огромное значение для развития страны. Они положили начало слому НЭПа, уничтожению многоукладности экономики, введению административно-командных методов управления, а также утверждению режима сталинской диктатуры.

Подумайте, в чем выражалась объективная необходимость рывка в экономике СССР в конце 1920 – 1930-х гг.? Первые пятилетки и их значение.

Какую роль в переходе к коллективизации сыграл хлебозаготовительный кризис 1927-28 гг.? Когда принимается решение о начале сплошной коллективизации?



Год «великого перелома» и курс на сплошную коллективизацию. Установление колхозного строя. Голод 1932-1933 гг., его причины и масштабы.

Одной из самых трагических страниц в истории коллективизации было «раскулачивание». Как вы оцениваете Методические указания. Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического мероприятия, проводимые в этом направлении. Почему коллективизация сопровождалась раскулачиванием?

Индустриализация – это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях экономики и в первую очередь в промышленности.

В чем была историческая необходимость индустриализации страны? Подумайте, с чем был вызван форсированный рывок в осуществлении индустриализации на рубеже 20-30-х годов?

Рассмотрите развитие и становление промышленного потенциала страны. Проследите изменение численности, состава и социального облика рабочего класса в годы пятилеток. Стахановское движение и его роль.

Четвертый вопрос. В политической сфере на рубеже 1920-1930-х гг. в СССР сформировался культ личности Сталина.

Культ личности – это определенный тип власти, основанный на единовластии одного человека.

Выделите факторы Методические указания. Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического, способствующие формированию культа личности (политическая культура масс, личность Сталина, роль партии и партаппарата и др.).

Сущность сталинизма и его проявление в политике, экономике, социальной сфере и культуре

Рассмотрите основные черты складывающейся советской политической системы.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные черты политики «военного коммунизма»?

2. Какие основные стимулы в развитии экономики были обусловлены проведением в жизнь НЭПа?

3. В чем заключались причины свертывания НЭПа?

4. Каковы плюсы и минусы форсированной индустриализации?

5. Существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализациейи сплошной коллективизацией?

6. Была ли достигнута поставленная индустриализацией и коллективизацией цель?

7. В чем вы видите объективные и субъективные причины утверждения в СССР тоталитарного режима


documentawdjmtl.html
documentawdjudt.html
documentawdkbob.html
documentawdkiyj.html
documentawdkqir.html
Документ Методические указания. Цель семинара – рассмотреть особенности социально-экономического и политического